Преемственность дошкольного образования и общего среднего образования

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников

04.11.2024

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс? В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс? Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают следующие документы: - заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования; - медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка; - свидетельство о рождении ребенка.

Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс? Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу? Не обязательно.

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения? Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений. Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д. Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения. В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы? Продолжительность учебной недели – 5 дней. С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности. С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана. Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса: - уроки проводятся только в первую смену; - для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение; - каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения; - учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе; - наполняемость класса – не более 20 человек; - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели; - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая; - продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут; - домашние задания учащимся не задаются.

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников? В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни? Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка. Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ. И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни. В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе. Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками. Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы? Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия. Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться. Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада. Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий. При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику? Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.  Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают. Первокласснику необходимы: - набор шариковых ручек; - фломастеры и карандаши; - ластик; - точилка; - обложки для тетрадей и книг; - пенал; - линейка; - краски (акварельные или гуашь); - альбом для рисования; - набор кисточек.

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам? Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя? Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то обращаемся к ним.

Уважаемые коллеги! Вы видите по содержанию вопросов, как волнуются родители, отдавая в Ваши руки своих первоклашек. На поставленный в данном случае вопрос ответ такой: ищите хорошего, доброго, терпеливого, любящего детей и свою работу учителя». От Вас зависит все: и желание учеников каждый день «бежать» к Вам в школу, ожидая встречи со своей, самой доброй учительницей, и усвоение нового материала на уроке, и хорошее настроение родителей, и спокойная обстановка в семье, и горящие глаза Ваших учеников, которые первый раз перешагнули порог школы с огромной надеждой и верой в то, что их здесь очень ждали, особенно Вы, их первая учительница.

Родителям можно посоветовать:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово - «первый раз в первый класс»!

По информации Министерства образования Республики Беларусь

свернуть

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

15.10.2024

Поход в школу – значимое событие в жизни ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель должен очень ответственно подойти к психологической подготовке своего малыша.

Психологическая готовность к школе – это необходимый уровень психического развития ребенка для того, чтобы усвоить школьную программу, совместно обучаясь в группе сверстников. Что же входит в понятие «психологическая готовность к школе»?

Умственная готовность детей к школе – определяется познаниями ребенка об окружающем мире: о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях и систематизированностью этих представлений. Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности:

  • принимать учебную задачу: желание выполнить задачу, поставленную педагогом и понимать то, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;
  • обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
  • понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);
  • иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;
  • делать простой логический вывод;
  • копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;
  • ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед-назад);
  • механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;
  • находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;
  • хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании;
  • уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.

Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Уметь производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

Мотивационная готовность к школе – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками.

Эмоционально-волевая готовность – определенная степень сформированности произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; быстрый темп работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку.

Физическая готовность – физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка. Это касается, прежде всего, ослабленных, часто болеющих детей и детей с повышенной нервной возбудимостью.

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков самообслуживания. Он должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя попроситься в туалет).

Психологическая готовность к школе – это также и умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения с взрослыми и другими детьми.

Рекомендации родителям дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
  2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
  3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
  4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
  5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк.
  6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
  7. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать.
  8. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
  9. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п.
  10. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно больше полезных вещей, игр, предметов.
  11. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
  12. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!

свернуть

Чему учат в школе?

06.05.2024

         Ответственные родители должны узнать, какие школы расположены в микрорайоне, районе, городе, в чём их отличие. Зная характер и темперамент, задатки и способности будущего ученика, родители могут хотя бы предположить, на каком типе школы остановиться. Но спешить всё-таки не стоит.

         Чтобы не мучить себя вопросами об учебно-вос­питательном процессе той или иной школы, знайте: от­веты на многие вопросы можно получить заранее из ком­петентных источников. Мам и пап обычно волнует: по каким программам, технологиям, авторским методикам работают педагоги школы, какие спортивные секции и кружки в ней есть, какой психологический микроклимат и т.д. Об этом можно узнать задолго до 1 сентября. Инте­ресующие вопросы запишите в блокнот, выберите время и посетите школу для беседы с заместителем директора по учебной работе. Лучше это сделать в начале весны, когда администрация школы уже рассматривает основные орга­низационные вопросы. Не откладывайте беседу надолго. Если вы придёте, например, в конце мая, представитель администрации не всегда найдёт время, чтобы подробно ответить на все вопросы по той причине, что окончание учебного года очень хлопотная, «горячая» пора.

         В большинстве школ весной проводится собрание для родителей будущих учеников, на котором также можно подучить много полезной информации. Узнать о нём можно по телефону или по объявлению, вывешиваемому на дверях школы. На сайте интересующего вас учреж­дения тоже можно ознакомиться с его опытом работы и планами на будущее.

         Часто родители, которые хотели бы выбрать местом учёбы сына или дочери конкретную школу, расспрашива­ют о ней. учителях, обучении у своих знакомых, соседей по подъезду, дети которых уже её посещают. Положитель­ной стороной злого можно назвать то, что вы получаете сведения из многих источников. Однако, собирая инфор­мацию таким образом, нужно быть очень осторожным, чтобы затем от неё же не пострадать. Все люди разные. Порой, чтобы разобраться в ситуации, о которой вам со­общают с негодованием, нужно быть её свидетелем и учитывать многие детали. Конфликты время от времени случаются и будут случаться. Об обидах и неимоверных трудностях (часто всё же преувеличенных) вам поведомят пессимисты, но, тем не менее, много хорошего сообщат оптимисты. Остаётся вспомнить мудрую белорусскую пословицу: «Людзей слухай. а свой розум май!»

«Я Б В УЧЁНЫЕ ПОШЁЛ...»

         Интересы, склонности, задатки и способности будущих школьников, а также способы их реализации очень важ­ный момент при выборе школы. Внимательно взгляните на своего малыша. Он — ваша радость и гордость, ваши надежды. Но в то же время — это личность, которая имеет свой характер и привычки (которые не всегда вас радуют), своё видение мира. И как бы нам ни было досадно и боль­но за ошибки собственного ребёнка — это его жизнь. Мы не вправе навязывать ему наше представление о ней.

         «Как жаль, что я когда-то не стал музыкантом, — со­крушается папа. — Мой сын обязательно им будет!» А не спросить ли об этом того, чью участь уже решили? И в сентябрьский денёк папа торжественно ведёт сына в шко­лу с музыкальным уклоном, ведь у мальчика прекрасный слух! Но блестящих успехов он не добивается. Чтобы не огорчать родителей, он добросовестно, но без желания, учит гаммы и посредственно играет на фортепиано. Зато по-настоящему увлекает мальчика иностранный язык. И учитель выделяет его успехи в изучении предмета. Здесь, на уроке языка, пляшет в глазах ученика неугомонный огонёк познания и несёт в дневник высокие отметки. Ро­дители снисходительно улыбаются, дескать, прилежный ученик растёт...

         А по вечерам, почти засыпая, приходит в голову не­счастного «будущего музыканта» мысль о том, что, на­верное, где-то, может быть, даже совсем рядом, живёт его ровесник, который очень хотел бы по-настоящему стать музыкантом, только вот родители растят из него, напри­мер, математика…

         Больше доверяйте, советуйтесь с ребёнком и... не торо­питесь растить из него вундеркинда. Самый беспристраст­ный советчик — время. Психологами замечено, что у ребят начальных классов нет ещё стойкой мотивации учения. Иными словами, они не видят конечной цели учёбы в шко­ле, а порой и не могут объяснить, зачем они учатся. Их привлекает внешняя сторона: красивый портфель, похвала мамы и папы, учителя. Ведь учебная деятельность для них пока ещё не знакома. Глядя даже на самою старательного первоклассника, невозможно точно угадать, какие способ­ности ещё проявятся, какой профиль обучения ему не­обходим. Ведь это только азы школьной грамоты. За годы начальной школы вы не раз увидите «взлёты» и «падения» вашего ученика, как нелюбимые предметы вдруг по-новому увлекают его, несколько раз поменяется даже почерк. И к окончанию 4-го класса можно думать, какое дальнейшее образование будет для ребёнка наиболее перспективным. Но опять-таки, необходимо обсудить это вместе с ним. Хо­рошо прислушаться и к мнению учителей. А о степени раз­вития интеллекта, мотивационной сферы можно узнать из беседы со школьным психологом, который (в большинстве школ) по результатам начального обучения проводит пси­хологическое исследование. В последующие годы ребёнку предстоит проявить гораздо больше самостоятельности, возрастёт и нагрузка. Поэтому, размышляя, стоит ли ме­нять учебное учреждение, уважайте мнение своего ребёнка. Ведь школу вы выбираете для него, а не для себя.

«НАУЧИСЬ НЕ ГЛОТАТЬ СЛОВА…»

         Как становится ясно из строк этой песенки, при выборе  школы не лишним будет проконсультироваться с лого­педом или учителем-дефектологом. Ведь чёткость звукопроизношения, другие моменты речевого развития очень важны при обучении детей грамоте. На самом деле многие учителя начальных классов вам скажут, что замена, про­пуск, искажение букв часто связаны именно с речевыми нарушениями, такими как дислалия и дизартрия.

         Уже в дошкольном детстве, если родители внима­тельны, дети получают квалифицированную помощь логопеда. И к моменту поступления в школу уровень их речевого развития соответствует или почти соответству­ет возрастной норме. В какую школу «отдать» малыша, у которого есть или были логопедические проблемы, конечно, решают родители. Однако прислушайтесь к мнению специалистов: они хотят помочь, а родители, порой в силу собственных амбиций, их не слышат. Не­которые из существующих речевых проблем нужно кор­ректировать и в школе, где работает учитель-дефектолог или логопед. Если вам необходима и, более того, пред­ложена такая помощь, не отказывайтесь от неё. Чем более чистой и правильной будет речь ребёнка, тем легче ему будет слышать и писать слова и предложения под диктовку, научиться правильно и выразительно читать, пересказывать. Не оставляйте без внимания речь ребёнка, в будущем он вам не единожды скажет за это спасибо.

         При выборе школы с углубленным изучением пред­метов задумайтесь, не будет ли малыш отставать от од­ноклассников. (Как современные родители вы имеете представление о том, какой вред для здоровья приносит непосильная нагрузка.) Если всё-таки вы выбрали такую школу, найдите в себе силы для ежедневной помощи ре­бёнку в подготовке домашних заданий, чёткой организа­ции труда и отдыха ребёнка, выполнении советов и ре­комендаций учителей, дальнейших занятий по развитию речи под руководством логопеда.

«ПЕРВОКЛАССНИК! У ТЕБЯ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК!»

         «Гордые, нарядные, мы идём по улице.

         С добрыми улыбками все на нас любуются!»

         Кто это? Угадали? Конечно, первоклассники! Это они, глядя на мир огромными доверчивыми глазами, впервые переступают школьный порог.

         Обучение в первом классе в большинстве случаев происходит на базе детского сада или помещения, обо­рудованного для учёбы, игры и для дневного сна. По санитарным требованиям дети 6-летнего возраста обя­зательно должны днём спать. Это часто не нравится самим первоклассникам, и на первых порах бывает не­просто объяснить им, почему они поступали в школу, а ходят опять в детский сад. Лучше заранее рассказать малышу о его новом режиме дня, вспомнить истории из своего детства. Но обязательно подчеркнуть, что первый класс только находится в помещении детского сада, но это настоящая школа! К слову сказать, не только дети, но и некоторые родители, бабушки и дедушки всё ещё продолжают считать первый класс в детском саду некой «нулёвкой».

         О чём ещё необходимо помнить родителям школьника? Уже с первых дней обучения для ребёнка очень важно создать ситуацию успеха. Это значит настроить его на положительный лад, вселить уверенность в своих силах, помочь адаптироваться. Накануне нового учебного года родители очень беспокоятся о том, как пройдёт адаптация к школьной жизни, как скоро у ребёнка появятся школь­ные друзья, не будет ли ему одиноко. Общительные дети, как правило, быстро находят общий язык с учителем и одноклассниками. А вот ребятам застенчивым действи­тельно порой приходится трудно. На помощь, конечно же, придёт учитель. Не стоит стесняться рассказать ему о характере своего ребёнка, это поможет им лучше узнать друг друга.

         В сентябре первоклассники проходят обязательный курс «Введение в школьную жизнь». На его уроках учи­тель знакомит ребят друг с другом, в игровой форме изу­чает уровень развития своих первоклассников на момент поступления в школу.

         Очень велика в этот период роль родителей. Поста­райтесь быть ближе к ребёнку, интересуйтесь его новой школьной жизнью. Старайтесь не выдавать ваше волне­ние, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Наоборот, почаще говорите вашему малышу, что у него всё получит­ся, но для этого надо приложить старание. А вы всегда бу­дете рядом. Не сравнивайте ребёнка с другими, особенно болезненно это звучит, когда его ругают или сравнивают в присутствии одноклассников. «А как же строгость?» -спросите вы. Разумная строгость ещё никогда никому не навредила. Сравнивайте успехи ребёнка с его же успе­хами, достигнутыми ранее. Ненавязчиво напоминайте сыну или дочери о новом статусе ученика, новых правах и обязанностях. И, конечно, старайтесь выполнять все рекомендации учителя.

«НАГРУЖАТЬ ВСЁ БОЛЬШЕ НАС СТАЛИ ПОЧЕМУ-ТО...»

         «Без труда не выловишь и рыбки из пруда» — предупре­ждает народная пословица. Выучить правило или стихо­творение, грамотно написать диктант, сочинение или изло­жение — это требует от ученика старания, трудолюбия, на­стойчивости. Учебная нагрузка, казалось бы, одинакова для ребят одного возраста. Но не всё так просто. Очень важно, каковы состояние здоровья будущего первоклассника, уро­вень готовности к школе, степень волевой саморегуляции и другие факторы. Например, чем лучше подготовка к школе, тем увереннее будет чувствовать себя ученик и нагрузка не будет так сильно ощущаться. И, наоборот, если малыш подготовлен слабо, нагрузка может оказаться для него чрез­мерной, ведь ему предстоит запоминать материал быстрыми темпами. Совместная работа ученика, учителя и родителей поможет ребёнку в обучении. Однако то, как он усваивает темы предметов, зависит и от его способностей. Родители с детства наблюдают за развитием способностей своих детей. И когда наступит пора выбрать школу, нужно реально оце­нить ситуацию и не переусердствовать с нагрузкой, которую ежедневно будет получать ребёнок. «Хорошие учителя его всему научат», — полагают родители, не учитывая, к сожа­лению, что обучение — это двусторонний процесс. Без усер­дия и трудолюбия самого ученика учитель не сможет дать ученику знания. А ученик начинает отставать от однокласс­ников. На уроке он испытывает дискомфорт, боится, чтобы его не вызвали, нервничает. Родителям важно не упустить момент и постараться разобраться в ситуации. Поговорить с учителем, усилить подготовку домашних заданий. Если ситуация не исправляется, ребёнок по-прежнему отстаёт в учёбе, лучше, наверное, сменить школу. Ведь физическое и психическое здоровье ребенка важнее.    Чтобы в вашей семье  не сложилась такая ситуация, выбирайте школу не для папы, мамы, бабушки, а для ребёнка и вместе с ребёнком. В пси­хологии есть термин «безусловное принятие» — принимать и любить ребёнка таким, какой он есть. Не ставьте перед ним невыполнимые цели. Он усвоит материал пусть не так быстро, как вам хотелось бы. Помогите ему в этом. Лучше пусть малыш прекрасно проявит себя в обычной школе в первые годы учёбы, разовьёт свои способности, а зачем уже в средней попробует свои силы, например, в гимназии (если это вам всё-таки необходимо).

         Частая смена школ тоже вряд ли принесёт желаемый результат. Если уже в нескольких школах возникают кон­фликтные ситуации, задумайтесь, почему это происходит. Попробуйте научить ребёнка уклоняться от конфликтов, искать выход из сложных ситуаций, извиняться, если не прав. В жизни человеку приходится общаться с разными людьми, идти на компромисс, прислушиваться к мнению окружающих.

         Совсем скоро в двери одной из школ войдёт ещё один ученик — ваши сын или дочь. И пусть он станет гордостью той школы, которую вы так заботливо для него выбрали.

свернуть

Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности

27.03.2024

Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

А.Л.Венгер.

 

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. В процессе учебной деятельности дошкольники усваивают определённую систему знаний, умений, навыков, овладевают общими способами действий при решении практических задач. Таким образом в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности.

Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

     Определяя структуру учебной деятельности, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин выделяют в ней следующие структурные компоненты: мотивация; учебные задачи; учебные действия; контроль; оценку.

Учебная деятельность не возникает спонтанно из уже сложившейся (игровой), а появляется в результате стихийного или целенаправленного его формирования. Становление детской игры не содержит внутренней необходимости в овладении реальными способами действия с орудиями и знаковыми средствами, т.е. необходимости в обучении. В игре любой, самый фантастический результат может быть получен путем символического действия с замещающими или воображаемыми предметами (например, с помощью магического выражения «как будто»: «А давай играть, будто мы построили космический корабль»). Поэтому для успешного осуществления игры дополнительно овладевать новыми знаниями и умениями ребенку не обязательно. Вместе с тем детей уже достаточно рано начинают стихийно или целенаправленно обучать новым знаниям и умениям, включая этот процесс в контекст общения со взрослым. Их знакомят с окружающей действительностью, обучают правильным действиям с различными предметами. Тем самым закладываются основы учебной деятельности.

     Новая деятельность не возникает сразу во всей своей структурной целостности, а складывается постепенно. При этом одни ее компоненты появляются раньше, другие — позже.   В дошкольном детстве учебная деятельность формируется, опираясь на ведущую деятельность данного возраста — игру, последовательно включая в нее элементы учения.

Становление у ребенка новой деятельности происходит в рамках его общения со взрослым, который ставит перед детьми новые задачи, знакомит со способами их решения и контролирует получение нужного продукта. Формирование учебной деятельности у старших дошкольников осуществляется под непосредственным руководством взрослого и при его постоянном участии во всех фазах деятельности. Взрослый раскрывает детям более далекие перспективы их действий и связь новых задач с жизнью и деятельностью окружающих, формируя тем самым социальный смысловой контекст деятельности и обеспечивая появление так называемой смыслообразующей мотивации.

     В повседневной жизни взрослые и дети решают десятки задач. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.

     Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, посредством которых они “усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения”. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий.

В науке сложились две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:

- в процессе игровой деятельности;

-в процессе специально организованного обучения.

Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е. игровой, деятельности с её приобретениями и новообразованиями.

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников будет эффективным при наличии специальной модели, которая должна включать следующее:

  1. Система дидактических игр и игровых упражнений математического содержания, построенная с учётом педагогических условий:
  • Обеспечения развития предпосылок учебной деятельности и математических представлений;
  • Принципы постепенного усложнения, проблематизации, вариативности и новизны, заложенные в содержание и правила игр;
  • Использование разнообразных форм организации и проведения игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях).
  1. Профессиональное просвещение педагога с целью повышения теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших воспитанников предпосылок учебной деятельности.

Для решения поставленных задач используется комплекс методов:

  • Теоретические методы (анализ научной философской, психологической, педагогической и методической литературы; нормативных, правовых, программно – методических документов; систематизация, обобщение, сравнение);
  • Эмпирические методы (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросы, педагогическое наблюдение, изучение педагогической документации и педагогического опыта);
  • Методы математической обработки собранных данных, методы оценивания и измерения.

Способствуют формированию предпосылок учебной деятельности следующее:

- дидактически обоснованное сочетание и взаимосвязь игровых упражнений и дидактических игр. Упражнение содержит учебную задачу, для решения которой необходимо выполнить определённые практические действия. В процессе их выполнения отрабатывается способ действия. В дидактической игре дети сами определяют способ действия в соответствии с правилами;

- использование разных форм организации образовательного процесса с применением дидактических игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности, на занятиях, фронтально и по подгруппам) с целью достижения наилучших результатов;

- реализация дифференцированного подхода к детям с учётом степени проявления у них предпосылок учебной деятельности;

- организация взаимодействия дошкольников с педагогом и со сверстниками с целью оптимизации процесса формирования предпосылок учебной деятельности;

- широкое применение дидактического наглядного материала;

- развивающий характер системы дидактических игр и игровых упражнений, который направлен на усвоение математических понятий и представлений, развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация, сериация) и мыслительных процессов (обобщение, рассуждение, умозаключение).

Показатели проявления предпосылок учебной деятельности:

  • Принятие учебной задачи;
  • Выполнение учебных действий;
  • Осуществление самоконтроля.

Рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста при организации совместной с детьми деятельности:

-  использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для формирования произвольности; игра «в школу»;

- доброжелательное и уважительное отношение педагога к ребенку;

- поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный;

- использование игровой формы при организации занимательной деятельности, загадок, предложения что-то при думать, предложить самим;

- адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

     Проследить формирование способности решать учебную задачу и выделять условия, при которых происходит переориентация с результатов на способ действия, можно рассмотрев, какие предпосылки этого явления зарождаются в игре как ведущей деятельности старшего дошкольника.

     “Игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения” (Е.Е. Кравцова). Согласно Л.С. Выготскому, развитие игры идет от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к скрытой мнимой ситуации и явным правилам.

     Сюжетно-ролевая игра, предполагающая развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать “как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству” (В.С. Мухина). В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе.

     Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

свернуть

Подготовка детей к школе

05.09.2024

Поступление ребенка в школу – важное событие. Это начало нового этапа в жизни. Происходит качественный скачок - дошкольник становится школьником.

Расширяется круг обязанностей, увеличиваются умственные нагрузки. К своему новому положению ребенок должен быть максимально подготовлен детским садом. Поэтому задача детского сада и воспитателей - подготовить ребенка так, чтобы он мог усваивать школьную программу.

  1. Мотивационная готовность

Под мотивами понимают побудительные причины действий и поступков человека. Мотивы возникают на основе потребностей. В дошкольном возрасте побудителями действий, поступков являются главным образом мотивы-стимулы. Значительную роль у детей этого возраста играют и социальные мотивы, которые проявляются в игровой, учебной, трудовой, спортивной и художественной деятельности. Дети хотят хорошо учиться, чтобы стать летчиками, капитанами, трактористами, машинистами, приносить пользу людям и Родине.

Социальные мотивы побуждают к действиям из чувства долга, обязанности, ответственности и перед старшими. Мотивы побуждают к действиям, поступкам. Однако одна и та же деятельность может вызваться разными мотивами. Так, например, задание воспитателя нарисовать дерево одни ребята будут выполнять, чтобы заслужить похвалу, другие – чтобы нарисовать лучше всех и быть первыми, а третьи – чтобы научиться рисовать и быть художниками, когда станут большими.

Значение мотивов деятельности для формирования личности ребенка очень велико. Поэтому мотивационная подготовка детей к обучению в школе является одной из важнейших задач детского сада. Л.И. Божович и Л.С. Славина, изучавшие мотивы учебной деятельности детей 5-7 лет и первоклассников, установили, что среди учеников I класса есть немало детей, которые, обладая большим запасом знания, навыков и относительно высоким уровнем умственного развития, тем не менее, учатся плохо. У этих детей интерес к занятиям появляется лишь тогда, когда они занимательны по форме и интересны по содержанию. Когда же работа не интересна, очень важно выполнять ее из чувства долга, обязанности и ответственности. Такие дети не проявляют интереса к ней и выполняют ее небрежно, нехотя, даже не стремятся заслужить одобрение учителя, что обычно характерно для детей этого возраста, это свидетельствует о недостаточной сформированности личности ребенка в период его пребывания в детском саду, социальных мотивов и деятельности. Достаточно сильным стимулом к обучению является осознание цели обучения – четкая постановка учебной задачи, это увеличивает интерес к работе.

Мотивационные стимулы в учении могут проявляться и в форме ответов взрослых на любопытные детские вопросы.

Мотивационная подготовка

Воспитатели:

формирование правильного отношения к школе, обучению, учителю;

желание трудиться;

создание интереса к знаниям; к книге;

стремление познавать новое, приобретать знания;

экскурсии в школу.

Родители:

приведение положительных примеров из собственного опыта –для чего нужно учиться в школе;

чтение художественной литературы;

выполнение с детьми несложных заданий.

  1. Волевая готовность

Воля – одно из свойств человеческой психики, выражающееся в сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей, осуществление которых связано с преодолением как внутренних, так и внешних препятствий. У старших дошкольников при подготовке детей к школе необходимо формировать такие волевые качества, как целеустремленность, выдержка, организованность, дисциплинарность, решительность и настойчивость. У детей в достаточной мере развита способность к торможению своих действий и стремлений. Они уже могут себя заставит силой воли оторваться от желаемого, чтобы выполнить поручение взрослого. Например, отказаться от увлекательной игры и заняться поливкой цветов, уборка уголка кукол, сервировкой стола. Так, зная, что на празднике ему предстоит исполнение интересной роли, ребенок длительное время будет готовиться к ней. На формирование воли детей большое влияние оказывает организация и методика проведения занятий, с помощью которых обеспечивается систематическое и интенсивное воздействие на ребенка в направлении выработки у него волевых качеств.

Воспитание воли:

Воспитатели:

Родители:

Через игру

трудовые поручения

игры-драматизации

заучивание стихотворений

практические действия на занятиях

ремонт книг

занятия

игры с конструктором

игры «Пазлы»

труд в огороде

рассматривание интересной книги

просмотр детских передач

  1. Нравственная подготовка детей к обучению в школе

Эта подготовка включает в себя формирование чувства коллективизма, дисциплинированности, дружбы и взаимопомощи, доброжелательного отношения к сверстникам, привычек культурного поведения, вежливости, предупредительности, приветливости, аккуратности, бережного обращения с вещами, скромности, правдивости, честности, доброты и чувства патриотизма. Опыт нравственных отношений, оценок форм поведения накапливается непрерывно, ежечасно, во время режимных моментов, прогулок, игр, труда в семье, на улице, независимо от того, руководили ли этим процессом или нет.

Нравственная подготовка

Воспитатели:

Родители:

занятия

экскурсии в природу

поручения, обязательства

примеры из опыта и жизни

беседы с детьми

анализ поступков детей

положительный пример членов семьи

  1. Физическая подготовка детей к школе

В работе с детьми 6-7 лет особое значение придают физическому развитию, всемирному укреплению здоровья, охране и развитию слуха, зрения и голоса, совершенствованию всех функций организма, формированию двигательных навыков и умений и других физических качеств, выработке правильной осанки и побуждению к активной физической деятельности. Ко времени поступления в I класс дети должны обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, достаточным объемом двигательных умений и навыков. Все это поможет быстрее включиться в режим школьной жизни, связанный с необходимостью длительного пребывания в однообразной позе и довольно напряженной умственной деятельностью на уроках.

свернуть

Поговорим о школе

10.09.2024

Разговор о школе поможет ребёнку почувствовать себя более уверенно на пороге школы. Представьте, что вы едете в незнакомую страну. Вы волнуетесь, сомневаетесь, расспрашиваете всех, со­ветуетесь.

1 сентября для ребёнка тоже на­чинается путешествие в неизведанную страну - школу. И провести ему в этой стране придётся куда больше лет, чем он уже прожил на свете. Расскажите ему об этом. Вспомните, как и сами когда-то шли «первый раз в первый класс». Чем больше ваш малыш узнает о школе, тем легче он переступит её порог.

Часто дети задают вопрос: «А что будет, если я вдруг получу «двойку?» Не спешите с ответом. Подумайте, что при этом чув­ствует ребёнок. Ему нужна поддержка. Дайте ему понять, что он имеет право на ошибку, что от этого ваша любовь к нему не уменьшится, потому что вы его любите таким, какой он есть. И не заставляйте его давать какие-либо обещания.

Вы спрашиваете: «Нужно ли беседо­вать с ребёнком на тему «Школа»?

Мы отвечаем. Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков и умений, уровня интеллектуаль­ного, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовно­сти к социальной позиции школьника.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение — стать школьником.

Родителям важно знать уровень сфор­мированного у ребёнка положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования его интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, и прежде всего - эмоционального от­ношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание ребенка, создаст положительную установку на учебу в школе.

Вы спрашиваете: «В чём различие взаимоотношений в системе «ребёнок-педагог» в детском саду и школе?», «Какие советы вы можете дать по воспитанию чувства долга у дошкольника?»

Мы отвечаем. При поступлении в школу у ребёнка изменяется система отношений в межличностном общении. Они становятся более деловыми, тогда как в детском саду были более эмоцио­нальными, личностными и индивидуальными. В школе ребёнок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребёнка к системе новых от­ношений в школе.

Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга» главное всё же не долг, а чувство. А чувство воспитывается не окриком: ты должен сделать! Чувство мо­жет возникнуть в ответ на ваше чувство, на вашу любовь и понимание.

ЧТО ТАКОЕ «ГОТОВНОСТЬ  РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»?

Учебная деятельность, которая ста­новится главной для ребёнка при по­ступлении в школу, требует развития у дошкольника многих качеств. Среди них можно назвать такие, как речь, мышление, память, внимание, сформированность по­ложительного отношения к учёбе, доста­точный запас знаний и др. При этом для обозначения уровня подготовленности специалисты чаще всего используют по­нятие «готовность к обучению в школе».

Готовность к обучению в школе - это такое развитие качеств до­школьника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности.

Готовность к обучению включает различные виды готовности. Прежде всего, выделяют «функциональную го­товность», или «школьную зрелость», которая предполагает достаточный для решения задач обучения уровень со­зревания у ребёнка мозговых структур и нервно-психологических функций. Если у ребёнка низкая функциональная готовность, то в ходе обучения он может испытывать трудности, связанные, преж­де всего, с психическими перегрузками. При этом у него возможен достаточно высокий уровень развития внимания, ин­теллекта, речи и т.д., но отсутствие функ­циональных условий делает обучение рискованным из-за большой уязвимости психики. Функциональная готовность включает развитие мелких и крупных движений, развитие органов чувств, за­паса знаний.

Другой важной составляющей готов­ности к обучению является произвольная готовность — способность ребёнка выполнять указания старшего, достигать поставленной цели и т.д. Произвольная готовность включает развитие про­извольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по правилу. Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной организации обучения, т.к. оно требует от школьника умения соблюдать прави­ла и выполнять предъявляемые школой требования.

Мотивационная готовность обе­спечивает положительное отношение ребёнка к обучению в школе. Другими словами, при наличии этой готов­ности дошкольник обладает большим желанием учиться. Благодаря развитию мотивационной готовности у ребёнка формируется положительная внутренняя позиция к учёбе.

В ходе обучения в школе у ребёнка очень интенсивно начинают развиваться мышление, память, воображение, внима­ние и другие познавательные процессы. Однако при поступлении в школу у до­школьника должен быть достаточный уровень развития интеллектуальной готовности.

При поступлении в школу ребёнок должен также иметь навыки общения со сверстниками, со старшими. Если дошкольник достаточно развит в этом отношении, говорят о его социально-пси­хологической готовности к обучению в школе.

Таким образом, готовность к обуче­нию в школе предусматривает развитие у ребёнка многих качеств и свойств.

ОТ ПРОСТОГО – К СЛОЖНОМУ 

Многие считают, что если ребёнок по­сещает детский сад - значит подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет не­полной и некачественной. Ребёнку тре­буется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.

Когда дошкольник сталкивается со специально организованными видами деятельности, его отношение к ним за­висит от эмоционального опыта.

Адекватное отношение к своим «про­бам и ошибкам», активность в обуче­нии он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение мешаю', обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудач­ника». Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

  • дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители;
  • обучение требует систематич­ности: 10-15 минут каждый день да­дут лучший результат, чем час-два в выходные дни;
  • необходимо учитывать принцип «от простого — к сложному». Нельзя сра­зу научить ребёнка всему что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент добав­ляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляй цель. Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стаю?»;
  • не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы сделал(а) так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».

10 ЗАПОВЕДЕЙ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАСНИКА 

  • Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т. д.)».

  • Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказ­ки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

  • Не ругайте, а тем более не ос­корбляйте ребёнка в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно погово­рим на эту тему».

  • Научите ребёнка делиться сво­ими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные си­туации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

  • Приобщайте ребёнка к эконо­мике семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в из­вестность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

  • Постоянно говорите с ребён­ком.

Развитие речи - залог хорошей учё­бы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понра­вилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.

  • Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.

Только в этом случае его познаватель­ный интерес никогда не иссякнет.

  • Постарайтесь хоть иногда смо­треть на мир глазами вашего ре­бёнка.

Видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.

  • Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом.

На жалобы о том, что что-то не получа­ется, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попро­бовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ре­бёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

  • Не стройте ваши взаимоотно­шения с ребёнком на запретах.

Согласитесь, что они не всегда раз­умны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. 

И ещё несколько советов:

  • признавайте право ребёнка на ошибку;
  • научите его относиться к ошиб­кам и неудачам как к естественному и даже необходимому, когда учишься;
  • учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя;
  • научите его использовать ошиб­ки для того, чтобы лучше понять и узнать;
  • научите ребёнка видеть причины своих неуспехов в себе самом и анализи­ровать их;
  • главное: постоянно показывайте, что вы уверены в нём и одновременно пусть он всегда чувствует, что вы его защита и опора.

Уважаемые родители, если знания и умения ребёнка по некоторым параметрам не соответствуют требованиям, незамедлительно об­ращайтесь к логопеду, а также к психологу для дальнейшей коррекционной работы с ребёнком!

ЛЕВАЯ ИЛИ ПРАВАЯ?

Задания, предлагаемые ребёнку для определения ведущей руки:

  1. Выполнение одинаковых рисунков (дома, человека, машины) правой и левой рукой.
  2. Рисование карандашом 10 крести­ков правой и левой рукой.
  3. Раскладывание карточек лото: в одной руке держит стопку, другой рас­кладывает карточки.
  4. Составление цепочки из 10 метал­лических скрепок.
  5. Завязывание и развязывание 3—4 узелков на шнурке.
  6. Нанизывание на шнурок 5—9 пуго­виц с разными отверстиями.
  7. Выкладывание из счётных палочек фигуры.
  8. Метание дротика в цель.
  9. Отвинчивание и завинчивание гайки из детского конструктора гаечным ключом.
  10. Складывание фигурок из кубиков.
  11. Переливание воды из одного фла­кона в другой.
  12. Извлечение нескольких бусинок ложкой из банки с водой.
  13. Застегивание и расстёгивание пуговицы.
  14. Наматывание нитки на катушку или сматывание нитки в клубок.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ИНТЕРЕСЫ

Уровень развития познавательных ин­тересов во многом определяет подготов­ку ребёнка к обучению в школе. Поэтому важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. По­наблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрос­лыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

  • задает ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество;
  • стремится ли ребёнок попол­нить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит по­читать, рассказать, рассматривает иллюстрации, самостоятельно на­блюдает, осуществляет несложные опыты, обращается к теле- и радио­передачам и т.д.);
  • рассказывает ли взрослым и свер­стникам о своих интересах;
  • участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
  • отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, кон­струирование, поделки из природного материала и пр.);
  • способен ли к длительному сосре­доточению внимания, отвлекается ли, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;
  • свойственна ли ребёнку увлечён­ность, эмоциональность и выразитель­ность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

И НАПРАВЛЕННОСТИ НА ОБУЧЕНИЕ

  • Экскурсии с ребёнком в школу.
  • Встреча и знакомство с учителя­ми.
  • Рассказы о своих любимых учи­телях.
  • Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
  • Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обучением.
  • Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
  • Семейное чтение художественной литературы.
  • Организация книжного уголка для ребёнка.
  • Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возник­шей проблемы.
  • Знакомство с пословицами и по­говорками, в которых славится ум, под­чёркивается значение книги.
  • Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре «Школа».

Никогда не запугивайте детей школой!

свернуть