Питание

Оплата за питание в учреждении дошкольного образования

Телефон родительской оплаты - 45-00-57

Оплата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования

взимается

  • в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения;

не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»;

снижается на 50 процентов:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков);

снижается на 30 процентов

  • для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Право на бесплатное одно-, двух-, трехразовое питание в учреждениях общего среднего образования в зависимости от длительности пребывания в соответствии с учебным планом имеют школьники из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала), из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, и из числа детей-инвалидов, обучающиеся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах.

Для получения такого питания необходимо подать заявление директору учреждения образования с приложением соответствующих документов, указанных в постановлении Совета Министров от 14 октября 2019 г. № 694. Другие категории,  также указанные в этом постановлении, имеют право на бесплатное одноразовое питание. Остальные учащиеся 5-11 классов получают питание за счет средств родителей (или законных представителей).

Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами установлено, что учащиеся должны получать пищу через 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания (длительность пребывания 6–8 часов — двухразовое питание; 9–10,5 часов — трехразовое питание).

Учащиеся обеспечиваются бесплатным питанием в учебные дни, к которым относятся дни проведения учебных занятий.

 

 ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА  МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

ОТ  11.07.2022 № 458 

«О ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА  МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ ОТ 27.04.2013 № 317»

УСТАНОВЛЕНЫ НОВЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ НОРМЫ НА ПИТАНИЕ ВОСПИТАННИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С  15 ИЮЛЯ 2022 ГОДА

ПЛАТА  ЗА  ПИТАНИЕ 

ЗА  ОДИН ДЕНЬ  НАХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА

В   ДЕТСКОМ САДУ   СОСТАВЛЯЕТ  

ЯСЛИ – 3.26 РУБЛЯ

САД – 4.24  РУБЛЯ

свернуть

Компьютерная программа masha

Питание воспитанников в дошкольном учреждении организовано на основе примерного двухнедельного меню, разработанного с учетом требований Санитарных норм и правил для соответствующих видов учреждений дошкольного образования и в зависимости от длительности пребывания воспитанников, с сезонностью лето-осень, зима-весна, с рекомендуемыми объемами (массами) блюд согласно Санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке сборников рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста, сборников рецептур блюд диетического питания и других технологических нормативных правовых актов.

ДЛЯ, ВАС РОДИТЕЛИ, НА ЗАМЕТКУ:

  • Питание воспитанников щадящее по химическому составу: не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус и пищевые продукты с их использованием), соки и напитки в виде сухих концентратов.
  • Пищевые продукты: молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары) входят в рацион ежедневно (с отклонением +/-10% от установленных норм питания), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) - 2 - 3 раза в неделю. 
  • По способам приготовления питание щадящее, предусматривает преимущественно варение, тушение, приготовление на пару.
  • Дневной (суточный) рацион воспитанников составляется на основе имеющейся на пищеблоке картотеки рецептур блюд с технологией приготовления. В случае недопоставки тех или иных пищевых продуктов производится замена блюд               с учетом норм взаимозаменяемости пищевых продуктов. Коррективы в дневной (суточный) рацион воспитанников вносятся также в случае неисправности технологического оборудования на период его ремонта или замены.
  • Ежедневно в детском саду составляется  меню-требование дневного (суточного) рациона, которое утверждается заведующим. В составлении меню-требования, в пределах компетенции, участвуют кладовщик и шеф-повар, медицинский работник
  • В детском саду проводится круглогодично и ежедневно С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

Составлять  написание  меню  учреждению дошкольного образования  помогает компьютерная программа MASHA.

 В век современных технологий наверняка никто не удивляется появлению новых компьютерных программ, которые делают нашу жизнь проще. А человек с карандашом в руках, усердно подсчитывающий на калькуляторе калории, килограммы и суммы, вызывает улыбку.

Программа позволила автоматизировать ежедневный процесс составления меню. Раньше на это уходило много времени – полдня приходилось просчитывать, к примеру, сколько килограммов мяса получил кладовщик, сколько порций можно приготовить из этого продукта, при этом не забывать о количестве детей, которых в конкретный день родители привели в сад. И это только верхушка айсберга. Сегодня благодаря программе с добрым именем MASHA меню составляется  быстро.При этом уже не нужно держать в голове огромное количество информации. Достаточно ввести необходимые данные, и программа сама просчитает, сколько стоит питание ребенка в день, не забудет учесть все натуральные нормы, а также сделает перерасчет в необходимых случаях.

Программное обеспечение опирается на нормативные документы и строго следует им.

свернуть

Домашний ужин. Питание детей в выходные дни

Многие  родители стремятся дополнить питание детей дома жир­ной и сладкой пищей: пирожными, сметаной, колбасой, а то и покормить незадолго до сна полным домашним обедом. И то и другое приносит организму ребёнка вред. Во время сна процессы пищеварения и об­мена веществ резко замедляются, и обильный ужин на длительное время задерживается в пищеварительном канале. Это способствует избыточ­ному отложению жира в организме, накоплению в нём недоокисленных (промежуточных) веществ, затруд­няющих обмен и в итоге — возникно­вение болезненных состояний.

В детских учреждениях дети по­лучают достаточное количество углеводов и жиров, а белков, осо­бенно животного происхождения, часто не хватает. Поэтому родителям необходимо каждый день просма­тривать меню и соответственно ему дополнять ужин детей продуктами, богатыми белками животного про­исхождения, — молоком, творогом, рыбой, яйцами, сыром, если их не было в меню.

Самым дешёвым и ценным ис­точником белка в детском питании является творог. Родителям надо позаботиться о том, чтобы творог и блюда из него подавались ребён­ку на ужин чаще. Если за ужином ребёнок получает детский сырок, который содержит меньше белка, к нему добавляют стакан кефира, ацидофильного молока или ряжен­ки. Творог можно дать в натураль­ном виде (если он пастеризован) или сделать из него сырники, ленивые вареники, налистники. К творогу или творожному изделию дают кисель фруктовый, компот, стакан молока или сливки (осо­бенно ослабленным детям). По­лезен также мёд. Его намазывают на булочку. Мёд с молоком или кисломолочными продуктами способствует повышению гемо­глобина. Детям с излишним весом рекомендуют нежирный кефир. Он содержит мало жира (всего 1%), но больше белка — 4,3% (в обычном кефире — 2,8% белка).

Следует приучить детей пить кефир и молоко с хлебом. Так обо­гащается аминокислотный состав пищи.

Если в этот день в детском учреж­дении не было блюда из яиц, его можно дать на ужин со стаканом кисломолочного продукта. Яйцо также хорошо сочетается с картофе­лем, зелёным горошком, винегретом. Можно также сделать омлет с карто­фельным пюре и салатом из капусты, огурца, зелёного лука.

В отдельные дни детям дают рыбное блюдо, особенно из рыбной рубки, т.к. белки рыбы легче и бы­стрее перевариваются по сравнению с мясом (1,5—2 часа). В домашний ужин обязательно включают фрук­ты, овощи и соки, чтобы дополнить дневное питание в детском учреж­дении витаминами, минеральными солями и микроэлементами, в том числе кроветворными: железом, медью, кобальтом, марганцем и др. Морковный и томатный соки дают перед ужином, сладкие соки -виноградный, сливовый, нектар, яблочный — после ужина.

Морковь — богатый источник каротина (в 100 г содержится 9 мг), который в организме превраща­ется в витамин А. Пополнять его дефицит в рационе особенно важно детям, подверженным заболева­ниям верхних дыхательных путей. 50—100 г красной моркови доста­точно ребёнку для восполнения суточной потребности в каротине. Морковь должна быть ежедневным продуктом в питании ребёнка, в осо­бенности в зимне-весенний период. В детском учреждении приготовить сок на большое количество детей трудно, а дома это вполне возможно. Морковь дают не только в виде сока, но и в виде салата с яблоком, натёр­тым на крупной тёрке с добавлением растительного масла или сметаны с сахаром. Можно приготовить мор­ковные котлеты или пудинг.

Питание в выходные дни.

Чтобы питание детей в выход­ные дни отвечало физиологическим нормам, родители должны знать, сколько и каких продуктов ребён­ку необходимо получать в течение дня в зависимости от его возраста, уметь правильно распределять их

по приёмам пищи, сочетать блюда, выдерживать режим, принятый в дошкольном учреждении.

В питании детей используются различные сорта мяса: говядина, птица (кроме уток и гусей), кро­лики, молодая баранина, для старших детей — нежирная свинина в рубленном виде. В отдельные дни включают сосиски, однако важно помнить, что физиологическая ценность их ниже, чем натураль­ного мяса. Можно рекомендовать новые виды колбасных изделий: сосиски детские, диетические, школьные. Следует использовать и такие ценные растительные белковые продукты, как горох, фасоль, соя. В них много витами­нов группы В, витамина Е, много калия и других минеральных веществ. В те дни, когда нет до­статочного количества мяса или рыбы, включают блюда из бобо­вых: гороховый суп-пюре, гарнир из зелёного горошка и т.д. Повы­сить содержание животного белка можно также за счёт неострых со­ртов сыра и плавленых сырков.

Не рекомендуется давать детям более одного яйца в день. Избыток белков может вызвать аллергиче­ские реакции, а высокое содержание лецитина действует возбуждающе на нервную систему. Рыбу дают чаще, в том числе морскую.

Чтобы разнообразить питание де­тей в выходные дни, нужно следить за меню детского сада на протяже­нии недели и дома готовить другие блюда. Принимая во внимание, что в выходные дни дети старше трёх лет больше бывают на воздухе, в меню для них больше включается мяса, рыбы, масла сливочного, сыра и других продуктов.

В выходные дни особое внимание обращают на вторые блюда, которые не всегда могут быть приготовлены в детском учреждении: кабачки, голубцы, котлеты из рыбы, блюда из печени и т.д. Из овощных блюд выбирают блюда, которых не было в меню дошкольного учреждения.

Для выполнения нормы белка дают творожное блюдо. Творог лучше да­вать в натуральном виде с фруктовой подливой, со сливками или сметаной, молоком, мёдом. Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.

На завтрак детям дают винегрет с яйцом, мясом или сельдью. Мож­но приготовить омлет с тушенным шпинатом. Дополняют завтрак молоком или кисломолочными про­дуктами. Очень ценны натуральные витаминные напитки: дрожжевой, морковно-молочный, из шиповни­ка, морс из чёрной смородины.

В выходные дни детям можно дать выпечку, сладкие фруктовые напитки, желе, мороженое. Они более полезны, чем пирожные.

В детском питании необходимо си­стематически использовать разноо­бразные сезонные овощи и фрукты.

свернуть

Культура питания в семье

Для того, чтобы ваш ребёнок всё знал о культуре питания Вам нужно точно знать в каком возрасте, что можно объяснить своему ребёнку и какие умения и навыки можно закреплять и развивать дома.

Вся работа начинается от процесса формирования у ребёнка культуры поведения за столом и знакомства со столовым этикетом. Доказано на практике, что эти умения позволят ему в дальнейшей жизни чувствовать уверенно себя за столом, быть обходительным в застольном общении.

В каждой возрастной группе воспитатели стараются выработать правильное отношение к разным блюдам, учат обязательно мыть руки перед едой, правильно сидеть за столом. Ребёнок должен знать, что сидя за столом, нельзя откидываться на спинку стульчика, нельзя ставить и расставлять локти на стол. С самого раннего детства учат самостоятельно правильно применять столовые приборы за столом и не забывать, что во время еды нужно не спешить, не набивать рот, не отвлекаться и не играть столовыми приборами.

Всё обучение происходит в прямом соответствии с возрастом ребёнка. На столиках должны быть хлебница, салфетница. Старайтесь это делать и у себя дома. Ведь Ваше участие в этой работе должно быть обязательно! Дома во время завтрака демонстрируйте ребёнку правила этикета, покажите необходимость их соблюдения на практике.

Приём пищи должен начинаться с салата или овощей, затем первое блюдо и потом второе. Постарайтесь также делать и дома!

Культура   питания    для самых маленьких

Питание ребенка – одна из главных тем, волнующих родителей. Заботясь о правильном питании своего малыша, родителей больше беспокоят вопросы: какими полезными продуктами нужно кормить кроху и какие блюда приготовить, в то время как на задний план уходит воспитание у ребенка культуры потребления пищи. Да и сами взрослые далеко не всегда являются хорошим примером для своих малышей, часто перекусывая на бегу, на краю стола, заваленного посторонними предметами, сидя перед телевизором или компьютером. Между тем, полноценное и гармоничное развитие ребенка невозможно без формирования у него культурно-гигиенических навыков, которые включают в себя знание и соблюдение правил личной гигиены, умение вести себя за столом, следование этикету и соблюдение принципов здорового питания. Очень важно воспитывать культуру потребления пищи с раннего возраста, так как именно в детстве закладываются многие привычки, которые в дальнейшем формируют образ жизни, в том числе отношение человека к питанию и к своему здоровью.

Всему основа – гигиена.

Пищевая культура неразрывно связана с гигиеной питания, никакие хорошие манеры не будут иметь значение, если при этом садиться за неубранный стол с немытыми руками. Поэтому обучение малыша культуре питания должно начинаться с соблюдения правил личной гигиены. Чем старше становится ребенок, тем активнее он взаимодействует с окружающим миром и тем чаще сталкивается с микробами и вирусами, являющимися возбудителями различных заболеваний. Незрелость многих систем делает детский организм особенно беззащитным перед неблагоприятными факторами окружающей среды. В отличие от взрослых кислотность желудочного сока у детей раннего возраста значительно ниже, относительно невысока активность пищеварительных фермен­тов, а иммунная систе­ма кишечника до конца не сформирована, поэтому бактерии, вирусы и яйца гельминтов, попавшие в организм крохи, например с грязными руками, могут беспрепятственно проникать из желудка в нижележащие отделы пищеваритель­ного тракта и, гораздо чаще чем у взрослых, вызывать различные заболевания. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства малыш усвоил следующие правила гигиены:

  • нужно обязательно мыть руки с мылом перед едой (а также после посещения туалета, после любых контактов с живот­ными, с землей или песком, по возвращении с улицы домой);
  • нельзя пробовать немытые овощи, фрукты и ягоды;
  • нельзя кушать поднятую с пола еду;
  • принимать пищу нужно только за столом. Есть на ходу, на улице, в транспорте, в магазине, прикасаясь к пище немытыми руками, негигиенично и некрасиво.

Несмотря на свою простоту, эти правила помогут сохранить здоровье ребенку и другим членам семьи и избежать многих неприятных и опасных заболеваний, таких как острые кишечные инфекции, вирусный гепатит А, заражение гельминтами и т. д.

Мытье рук перед едой должно стать для ребенка естественной и неотъемлемой частью приема пищи. Приучать малыша мыть руки перед едой нужно как можно раньше, начиная с первых «настоящих» приемов пищи. Сначала родители моют руки малышу сами, постепенно давая ему все больше самостоятельности.

Место для еды

Желательно, чтобы у ребенка было свое определенное место для еды. Наличие собственного обеденного места поможет лучше организовать кормление и сформировать у ребенка привычку принимать пищу только за столом, а также даст возможность малышу почувствовать свою значимость и ощутить себя полноценным членом семьи. Когда ребенок сидит за столом, его спина должна касаться спинки стула, локти малыша должны находиться на уровне поверхности стола, а ноги, согнутые в коленях под прямым углом, упираться в перекладину стула или стоять на полу, при этом тарелка с едой должна стоять на уровне груди малыша.  

 В первую очередь ребенок должен усвоить следующие правила поведения за столом:

  • кушать за столом необходимо красиво и аккуратно, чтобы не испортить аппетит и настроение окружающих.
  • сидеть за столом следует ровно, не разваливаясь на стуле, не раскачиваясь.  Ребенок не должен горбиться, низко наклоняться к тарелке, сидеть с поджатыми под себя ногами, ставить локти на стол. У ребенка, родители которого не уделяют должного внимания правильной позе за столом, привычка неправильно сидеть очень быстро закрепляется и в дальнейшем увеличивается риск развития различных нарушений осанки.
  • во время еды нельзя спешить, отвлекаться, набивать рот слишком большим количеством пищи, разговаривать с полным ртом, чавкать. Все это не только некрасиво и неприятно для окружающих, но и нарушает процесс пережевывания пищи. Тщательное пережевывание пищи является необходимым условием хорошего пищеварения, так как процесс переваривания начинается уже в ротовой полости.
  • принимая пищу нельзя играть с едой, посудой, столовыми приборами, особенно вилкой, так как можно пораниться, подавиться, опрокинуть на себя горячую пищу.
  • не следует запивать пищу большим количеством жидкости (водой, соком, молоком). Такая привычка часто формируется в детстве и является вредной для пищеварения. Во-первых, напитки ослабляют действие слюны на пищу, снижая активность ее ферментов. Во-вторых, при запивании человек часто глотает, не разжевывая, что увеличивает нагрузку на желудок и кишечник. В-третьих, жидкость, поступающая в желудок вместе с пищей, снижает концентрацию желудочного сока, и в результате – пищеварение замедляется и пища хуже усваивается. Диетологи рекомендуют запивать лишь сухую пищу небольшим количеством воды.

После того как малыш усвоит основные правила, родители должны объяснить ребенку, что не следует лазить своей ложкой в тарелку, поставленную для всех, нельзя также лазить пальцами в общую солонку, так как это может быть неприятно людям, которые сидят рядом за столом. Помимо этого, ребенок должен знать, что нельзя выбирать для себя лучшие кусочки из общего блюда, показывая тем самым, что мы лучше других, ведь люди относятся к нам так же, как и мы к ним. По мере взросления ребенка список правил хорошего тона будет все больше расширяться.

Здоровое питание.

Помимо приобретения вышеперечисленных навыков, воспитание культуры питания подразумевает формирование у ребенка правильного отношения к еде. Употребление «здоровых» продуктов, умеренность в еде, разнообразное питание должны с раннего детства стать основой для формирования пищевого поведения ребенка, чтобы впоследствии сложиться в образ жизни. Но привить ребенку эти ценности возможно, только в случае если все члены семьи придерживаются принципов здорового питания.       

свернуть

Организация здорового питания детей дошкольного возраста дома

Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами, исключение тех или иных из названных групп продуктов или, напротив избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но ещё недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учётом индивидуальных вкусов детей, т.е. должен быть строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приёмов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причём три из них должны включать горячее блюдо. Длительность промежутков между приёмами пищи не должно превышать 3,5-4 часа. Чрезмерный частый приём пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

         Очень важно чтобы утром, до отправления ребёнка в детский сад, его не кормили, т.к. это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита и ребёнок плохо завтракает в группе.

Правильное питание дошкольника дома в выходные дни

Завтрак может состоять из омлета с зеленью (аминокислоты + фолиевая кислота), бутерброда с красной рыбой (жирорастворимые витамины), травяного чая или настойки шиповника (витамин С)

Между завтраком и обедом  ребенок должен получать свежие фрукты или натуральный йогурт.

Обед составляет 35% дневного рациона. Салат из свежих овощей с растительным маслом, картофельный суп с фрикадельками, зерновой хлебец (витамины группы В), компот из сухофруктов неплохо утолят голод активного дошколенка на несколько ближайших часов.

Следует обратить внимание на то, чтобы ребенок не переедал, и не компенсировал объем пищи за счёт одного блюда. Порция первого блюда должна быть небольшой, суп - обязательно горячим, а порция компота не должна быть больше 150 мл.

На полдник предложите на выбор: горсть сухофруктов и орешков, салат из свежих фруктов, стакан кефира, творожную запеканку с чаем.

Желательно исключить из обязательного детского питания сладкие вафли, печенье, конфеты - эти продукты не несут никакой пищевой ценности, кроме калорий.

Ужин подайте ребенку желательно не позже, чем за 1,5 часа до сна. Картофельное пюре или гречневая каша, несколько ломтиков твердого сыра или яйцо, сваренное вкрутую, соленый огурчик или салат из квашеной капусты с льняным маслом (омега-3 жиры), сладкий чай.

Не забывайте о соблюдении питьевого режима. Ребенок дошкольного возраста должен получать достаточное количество жидкости, желательно утром натощак, между приемами пищи и незадолго до сна, если нет проблем с ночным мочеиспусканием.

В последнее время все чаще обнаруживается лишний вес у детей уже в дошкольном возрасте.

Вопрос питания в этом случае следует решать с компетентным врачом-эндокринологом.

Если ваш дошкольник страдает сниженным аппетитом, стоит обследоваться: общий анализ мочи и крови, анализы на наличие паразитов. Повышенная утомляемость, раздражительность, появление нервных тиков, боли в мышцах, анемия иногда прекрасно корректируются диетой и приемом профилактических средств.

Если дошкольник рано приходит в детский сад, то утром дома ему можно дать бутерброд с сыром, стакан молока или горячий напиток – чай на цельном молоке, сок или фрукты (легкий витаминизированный завтрак).

При изготовлении блюд для детей указанных возрастов не должны использоваться острые приправы, острые соусы, специи и пряности, но допускается включать в блюда белые коренья петрушки, сельдерея, пастернака, свежую зелень, изредка в качестве приправ свежие и сушеные грибы в очень небольшом количестве, а также лавровый лист, корицу и ваниль.

Для приготовления блюд и кулинарных изделий следует использовать йодированную соль.

Блюда, потребляемые детьми, не должны быть очень горячими. Температура первых блюд не должна быть выше 60°С, а вторых – 50°С.

Нужно помнить, что в промежутках между приемами пищи не следует давать детям сладости, печенье, булочки.

Хочется обратить внимание на тот факт, что летом дети больше проводят времени на воздухе, активнее двигаются, больше бегают, плавают, занимаются другими летними видами спорта, помогают с работой в саду, огороде и т.д. Поэтому летом потребность в энергии и пищевых веществах у них увеличивается, по сравнению с зимним периодом на 10-15%, что необходимо компенсировать большим потреблением кисломолочных напитков, свежих овощей, зелени, фруктов, ягод, бахчевых. Летом в жару обед и полдник можно поменять местами или ввести легкий второй завтрак (ягоды, фрукты, соки, кисломолочные напитки), а обед перенести на более позднее время, когда спадет жара.

Летом увеличивающуюся потребность в жидкости следует компенсировать отваром шиповника, овощными и не очень сладкими фруктовыми соками, другими напитками, богатыми витаминами и минеральными веществами.

Необходимо настойчиво приучать детей к разнообразной пище, особенно к овощам, молоку, творожным блюдам, блюдам из овсяной крупы.

Не забывайте и о том, что вкусная еда за красиво сервированным столом, подаваемая красивой улыбающейся мамой, - это тот образ, к которому нужно стремиться и который будет сопровождать ребёнка в жизни, давая ему силы и надежду. 

свернуть