Советы учителя-дефектолога

График работы учителей-дефектологов

Гулецкая Елена Александровна

ГРАФИК РАБОТЫ

 

ПОНЕДЕЛЬНИК

08.00 - 12.20

ВТОРНИК

08.00 – 12.20

СРЕДА

08.00 – 12.20

ЧЕТВЕРГ

08.00 - 12.20

ПЯТНИЦА

08.00 - 12.20

Перерыв для отдыха и питания

 9.00 – 9.20

 

Кирей Анна Николаевна

ГРАФИК РАБОТЫ

ПОНЕДЕЛЬНИК

09.00 – 13.20

ВТОРНИК

09.00 – 13.20

СРЕДА

09.00 – 13.20

ЧЕТВЕРГ

08.25 – 13.20

ПЯТНИЦА

09.00 – 13.30

Перерыв для отдыха и питания

понедельник-четверг - 11.10 – 11.30, пятница - 10.00 - 10.45

 

Чичикова Виктория Гекннадьевна

ГРАФИК РАБОТЫ

ПОНЕДЕЛЬНИК

08.00 – 12.20

ВТОРНИК

08.00 – 12.20

СРЕДА

08.00 – 12.20

ЧЕТВЕРГ

08.40 – 12.00

ПЯТНИЦА

выходной

Перерыв для отдыха и питания 11.20 – 11.40

Масальская Виктория Генриховна

ГРАФИК РАБОТЫ

ПОНЕДЕЛЬНИК

09.00 – 12.20

ВТОРНИК

08.40 – 13.00

СРЕДА

08.40 – 13.00

ЧЕТВЕРГ

08.40 – 13.00

ПЯТНИЦА

выходной

 

Перерыв для отдыха и питания 10.35 – 10.55

свернуть

Как активизировать речь ребёнка

Я часто вижу и слышу, что и как мамы (а также папы, бабушки и т. д.) говорят своим детям. К моему великому сожалению, далеко не все понимают, как же общаться со своим чадом. Родители делают ошибки в общении (как с логопедической, так и с психологической точки зрения.). Конечно, особенно грустно наблюдать, как некоторые мамы относятся к развитию речи ребенка. А ведь именно голос матери ребенок слышит и начинает различать, еще находясь в утробе.

Я хочу дать рекомендации по развитию речи родителям (в первую очередь мамам, т. к. именно на них ложится основная доля воспитательного процесса, у которых есть дети в возрасте от 0 до 3 лет. Мои советы будут полезны не только родителям нормально развивающихся детей, но и особенно родителям детей с отклонениями в развитии, т. к. именно им нельзя упускать столь драгоценное время: от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание, развитие или коррекция.

Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания”. Знания, факты, информация,— материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления. Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием его речи. Если в раннем детстве коммуникативно-эмоционального воздействия взрослых с ребенком было мало, это влечет за собой нарушение интеллектуально-речевого развития.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Делая что-либо по дому, берите ребенка с собой, делайте так, чтобы он видел ваши действия, одновременно проговаривайте названия этих действий. Разрешайте манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, с безопасными для здоровья, чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают. Например, дайте поиграть с ложкой, взять ее в рот (не забывайте сказать: “Это ложка. Металлическая, твердая, холодная”, пусть ее бросит (и говорите: “Ты бросила ложку. Ложка упала – дзынь!”, постучать ложкой по ковру, кастрюле, чтобы слышать различия, как она стучит (глухо по ковру и звонко по кастрюле).

Пойте колыбельные. Они очень важны в процессе овладения ребенком речью. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.

Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше начинает “гукать”, стало быть, раньше развивает гортань - один из главных “инструментов” нашей речевой деятельности.

Особое внимание уделяйте развитию мелкой моторики.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Старайтесь петь и говорить четко, немного утрированно так, чтобы ребенок видел органы артикуляции. Практикуйте изолированное звукопроизношение, делая акцент на более трудные звуки (например, [р]). Специально откройте рот пошире, чтобы ребенок мог увидеть движения языка. Если вы здоровы, можно позволить малышу потрогать ваш язык в момент его вибрации. Практически с младенчества вызывайте звуки, которые считаются потенциально трудными для произношения. Чтобы вызвать звук [р], нужно специально рычать перед ребенком. Причем лицо обязательно должно находится перед ним так, чтобы он видел, как двигается язык и губы, когда вы говорите. Рычите, “как тигр рычит”, “как собака рычит” - “р-р-р”, “как мотор заводится” - “др-р-р”.

Варьируйте голос по высоте и силе в процессе рычания. Или добавляйте показ ярких игрушек, чтобы привлечь зрительное внимание малыша. Известно, что маленькому ребенку, если показывать язык так, чтобы он видел, он будет подражательно высовывать язык.

Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, “проглатывать” окончания слов.

Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

Не сюсюкайте с ребенком (Вместо "Посмотри на этого мишку", "Посматли ня этюво миську"). Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот - “бигимот”, носорог – “насарог”.

Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить (после года) важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.

Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить.

Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – “рукавички”, коробка из-под торта – “торт”).

Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Например, вместо того, чтобы на каждый вид транспорта постоянно говорить ребенку "бибика или машинка", говорите: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т. д. Но важно начинать с материала, к которому ваш ребенок проявляет интерес (может, он любит животных или машины или его интересует бытовая техника).

Если вам не нравится, что ребенок употребляет свои искаженные выдуманные квазислова (сюсюкания) (речь идет о словах, которые он впервые использует, особенно упрямым детям не стоит запрещать их говорить. Тем самым вы только закрепите их в речи ребенка. Лучше сделать вид, что вы это слово не заметили и перевести разговор на интересную тему для малыша.

Наглядный материал должен быть реалистичным и не зашумлённым. (Хорошо, если на картинке в детской книжке будет видно, кто изображен: крокодил или динозавр). Не советую брать книг (и к игрушкам это также относится, если вы сами не понимаете, кто изображен на картинках. Пусть вы и ваш ребенок сможете четко определить и назвать все, что нарисовано в книге. Если можно четко определить предмет, назвав конкретным словом, у ребенка будет складываться четкое понятие о предмете.

Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица, так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т. д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.

Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания. (Например, одна женщина на детской площадке говорила ребенку постоянно вместо слова "кошка" - "мяу".)

Когда играете с малышом в игрушки, вместо указательного местоимения “это” (например, “возьми это, ставь сюда”) называйте конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например, возьми маленький кубик и поставь его на большой. “Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают”

Применительно к детям, которые еще не говорят, нужно быть осторожными в тех случаях, когда мы говорим за ребенка слово “хочешь”. Если ребенок тянется к какому-то запретному предмету (например, дорогой веер из сандалового дерева в коробочке под стеклом, а мы не хотим давать его. Начинаем подсовывать ему другие предметы, говоря: “Хочешь мяч?”. И вот уже ребенок переключает внимание (которое еще очень неустойчивое) на другой предмет (мяч). Желание ребенка в результате этого смазывается. Вроде он хочет мяч, но это не его желание, а “подмена желания”. Подлинное желание ребенка, которое он, скорее всего, сам не сознавал, не понимал толком, но имел, было заменено на внятное, конкретное, но не его желание. Будет ли он в последующем иметь дело со своими желаниями или он постоянно будет путать то, что он хочет, с тем, что он думает, что он хочет? Как результат бесконечные поиски “смысла жизни” или “поиски любви” и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что нужно обращать внимание на то, чего ребенок действительно хочет. И с осторожностью говорить слово “хочешь” в отношении желаний ребёнка. Нам кажется, проблема в том, что мы (взрослые) зачастую не прислушиваемся к желаниям детей. Хотя он такой же полноценный человек и заслуживает того, чтобы с его мнением считались.

Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах развития, Л. С. Выготский отмечал, что “если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому” И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя тем, что “ребенок просто отличается своим развитием” - наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников. Если родители выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология может перерасти в тяжёлый речевой дефект — задержку речевого и психомоторного развития. В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

свернуть

Консультация для родителей "Поговори со мною мама"

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

  • Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
  • Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
  • Играйте, гуляйте с ребёнком тогда, когда вы действительно настроены общаться с ним. Время, проведённое с сыном или дочерью только по родительскому долгу, приносит мало радости обоим. Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чём говорить с ребёнком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему.
  • Разговор - самая привычная форма общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними. Вам, наверное, тоже интересно, что делает ребёнок в детском саду, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни.
  • Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребёнком. Возможно несколько вариантов:
  • вы предлагаете ребёнку подключиться к выбранному вами занятию. Участвуя в ваших делах, ребёнок познаёт мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребёнком, согласовать действия, даже самая трудная работа станет для него большим удовольствием. Главное - не задавить ребёнка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребёнка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребёнка. Во-первых, он растёт и развивается, учится на своих ошибках сам. Во-вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребёнком;
  • вы вместе с ребёнком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие;
  • вы подключаетесь к детской деятельности. Например, принимаете роль игрового партнёра ребёнка. Если первые два варианта достаточно часто встречаются в семейной жизни, то о третьем этого не скажешь. Во всех случаях, если ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства;
  • Главным принципом в налаживании отношений с ребёнком должен стать принцип - безусловное принятие: любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Подобные знаки безусловного принятия ребёнку нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.
  • Не всегда родители следят за своими обращениями к детям. По мере взросления у них прослеживается обида, одиночество, отчаяние. Они рассказывают о том, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по - человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай», «убери», «принеси!» и т. д. В результате многие дети уже не надеются на улучшение обстановки дома и ищут помощи на стороне. Если дело дошло до таких крайностей для обеих сторон, ещё не всё потеряно: родители должны и могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

Помните! Общение со взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для ребёнка.

свернуть

Консультация "Помощь родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей"

 Чрезвычайно велика, роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает возможности помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье. Проводить занятия с детьми следует ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность движений артикуляционного аппарата.

Роль родителей в коррекционной работе с детьми:

1. Помогать в выполнении домашних заданий, приучая ребенка к аккуратности.

2. Вводить в обиходную речь поставленные и закрепленные звуки. Постепенно усложнять требования к речи ребенка.

3. Активизировать мышление, учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

4. Работать над навыками самообслуживания, над развитием движений, укреплять здоровье детей путем закаливания.

5. Воспитывать любовь к знаниям, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий, чувство коллективизма, уважение к старшим и труду взрослых, любовь к природе родного края, к Родине, к городу, в котором мы живем, традициям национальной культуры.

6. Ответственно относиться к подготовке детей к школе.

Работа родителей.

1) Родители должны дома создавать спокойную, доброжелательную атмосферу, так как излишние волнения вредны для нервной системы детей.

2) Не требовать правильного произношения еще не отработанных звуков, произношение сложных слов, фраз.

3) Застенчивых детей не торопить с ответами, подождать, когда возникнет желание самому говорить. Подвижных, шумных детей спрашивать после того, как их возбуждение спадет.

4) При утомлении детей переключать их с одного вида работы на другой или дать им возможность подвигаться.

5) Родители должны терпеливо учить детей пользоваться своим словарным запасом, помогать подыскивать нужные слова, словесно оформлять свои мысли, показывая образец правильной речи.

6) Вместе со специалистами детского сада родители должны заниматься коррекцией специфических отклонений во внеречевых процессах (нарушение внимания, отсутствие собранности, неумение управлять собой, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой).

7) Родители должны развивать у ребенка сильные стороны и устранять или ослаблять то, что задерживает развитие,

8) У ребенка надо развивать способность к эмпатии, понимание происходящего и сопереживание чувствам других, прививать любовь к труду, воспитывать чувство личной ответственности.

9) Развитие речевых средств и способностей, развитие общения должно быть в центре внимания родителей даже тогда, когда дети занимаются свободной деятельностью.

Работая с детьми дома, родителям следует помнить:

1) Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок.

2) Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.

3) На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.

4) К последующим упражнениям следует переходить, лишь усвоив предыдущие.

5) Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

6) Некоторые упражнения выполняются под счет. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

7) Родители не должны фиксировать внимание ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что раньше это тоже не получалось, а теперь он научился.

8) Если у ребенка появятся звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в речь ребенка, то есть учить его правильно употреблять звук в словах, затем во фразовой речи.

9) Начинать работу по дифференциации звуков с детьми 5-7 лет можно лишь после того, как ребенок дифференцируемые звуки (с - ш, з - ж, б - п, л-р и др.) научился произносить правильно, но в речи их еще смешивает, то есть вместо одного звука употребляет другой. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаются к нему при всех возникающих затруднениях.

Советы родителям

В формировании внятной речи дошкольников большое значение имеет работа родителей, которые содействуют расширению речевой практики детей, закреплению полученных навыков правильного произношения. Огромное влияние оказывают взаимоотношения между родителями, ребенок должен быть здоров, получать достаточно новых впечатлений. Но самое главное — важно детей учить говорить. Если ребенок не будет слышать правильную, ясную, логически последовательную речь, он никогда сам не научится говорить. Поэтому родители должны заботиться не только о хорошем физическом развитии, но и о том, чтобы его слух воспринимал образцы правильной речи.

Родители должны помнить:

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя.

2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.

3. Не фиксировать внимание на ошибках.

4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.

5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно.

6. Не следует перегружать ребенка речевым материалом, так как это может привести к заиканию. Подбирать материал с учетом его количества и доступности.

Для предупреждения недостатков речи необходимо:

1. Укреплять, закалять организм ребенка.

2. Своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки.

3. Создавать условия для правильного речевого воспитания.

Советы родителям

1. Правильное воспитание, спокойная обстановка дома, ровный тон без излишних эмоций, речь окружающих не быстрая, единые требования родителей, твердый режим дня с достаточным пребыванием на воздухе и дневным сном.

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

3. Создавать условия для речевой практики ребенка, так как речь формируется только в активной речевой деятельности.

4. Уточнение и обогащение словаря существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, предлогами, местоимениями.

5. Больше пересказывать рассказов, сказок, составлять рассказы по сюжетным картинкам, описательные загадки по обобщающим темам, сравнивать предметы.

6. Постоянно контролировать речь ребенка, проговаривать каждое слово, следить за дыханием и осанкой ребенка, за своей речью.

свернуть

Консультация для родителей "Почему ребёнок произносит звуки неправильно"

Некоторые родители не обращают на это внимания. Подумаешь! Нас никто не учил говорить и дети тоже сами научатся. Столько известных людей вошли в историю, несмотря на «фефект». Но никто не знает, чего им это стоило, сколько насмешек, неприятных минут им пришлось пережить.

       А если еще вдобавок ребенок застенчивый, несмелый – это вообще проблема вдвойне. Считается, что звукопроизношение должно быть исправлено к поступлению в школу. Если этого не сделать, то в школе могут возникнуть проблемы с написанием диктантов, чтением. И родители не будут понимать, почему ребенок приносит плохие оценки по чтению и письму. А просто потому, что не произносит и не слышит соответственно у себя правильно звуки. Такое нарушение чтения и письма называется дислексия и дисграфия. А для многих детей нарушение произношения может быть поводом боязни общения со сверстниками (тем более в новом коллективе), боязни вызова к доске и т.д. Бывали случаи возникновения в таких случаях запинок и заикания. Также нарушение произношения сужает рамки выбора профессии, исключая речевые (диктор, комментатор, педагог и т.п.).

        Каковы же причины нарушения произношения? Очень многие считают, что это передается по наследству. На самом деле это происходит очень редко. Чаще всего причиной являются анатомические дефекты органов артикуляции или их слабая развитость. Это неправильный прикус, отсутствие передних зубов, укороченная подъязычная связка, слишком массивный язык. Часто неправильное произношение обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата. У таких детей наблюдается слабость языка, губ, щек или, наоборот, излишнее напряжение.

       Иногда мы сталкиваемся с тем, что родители «сюсюкаются» с детьми, подражая неправильному произношению ребенка и не подозревая, что закрепляют в его речи неправильный образец.

       Часто причинами нарушения произношения являются травмы и болезни мамочки во время беременности, родов и первых лет жизни малыша. Наиболее грубые дефекты могут возникать, если плод подвергался вредному воздействию в период от 4 недель до 4 месяцев беременности. Но чем больше вы общаетесь с ребенком, поете песенки, играете, сопровождаете свои действия речью, тем будет выше речевой уровень у вашего ребенка.

       Из-за недостаточной сформированности артикуляционных движений, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются не четко, объем их ограничен, из-за чего искажается произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, – когда ребенок произносит вместо [Р] – [Г] не при помощи кончика языка, а вибрацией мягкого неба.

     Бывает так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи.

     Недостаточно развитый фонематический слух, тогда ребенок заменяет один звук на другой, вместо ШУБА говорит СУБА. Иногда у ребенка присутствует в речи одновременно и искаженное произношение, и замены звуков и их отсутствие. Это самые тяжелые нарушения, которые требуют длительной и кропотливой работы

    Из-за неправленого строения губ, если губы слишком толстые, если есть укорочение или западения губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание тогда нарушаются звуки П, Б, В, Ф, М и их мягкие пары.   

     Из-за дефекта строения челюсти – нарушения прикуса когда верхняя челюсть слишком выдается вперед или нижняя выступает впереди верхней или же между передними и боковыми зубами обоих рядов остаются промежутки. Тогда это часто приводит к нарушенному произношению звуков шипящего и свистящего ряда Р и Л. Помимо логопедической коррекции такие дети нуждаются в ортодонтическом лечении.

      Из-за укороченой уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка, он плохо поднимается к небу. Нарушается произношение Ш, Ж, Р. В тяжелых случаях также Т, Д, С, З, Ц, Ч.

      Наличия аденоидов, полипов, нарушения строения носоглотки и других ЛОР заболеваний, которые вызывают затруднения носового дыхания.

      Но если к 4-5 годам звуки не становятся «на место» или есть перестановки слогов в слове, или ребенок не может полностью проговорить сложные слова, например, велосипед – это повод для беспокойства и обращения к логопеду.

свернуть

Правила "красивой речи"

Пятнадцать основных правил "красивой речи"

Правило 1. При разговоре необходимо придать телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

Правило 2. Вовремя речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.

Правило 3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

Правило 4. Чётко артикулируйте, произносите гласные протяжно, делайте на них голосовую опору.

Правило 5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.

Правило 6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом слове.

Правило 7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

Правило 8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.

Правило 9. Чётко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками

Правило 10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.

Правило 11. Выдерживайте ровный, умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.

Правило 12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.

Правило 13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.

Правило 14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

Правило 15. Не преодолевайте напряжение дополнительным напряжением. При возникновении запинки не следует преодолевать её ещё большим напряжением мускулатуры, так как это ведёт к увеличению длительности запинки и затрудняет процесс дальнейшего произношения.

свернуть

Консультация "Развитие связной речи в семье"

Дорогие родители!

         Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь: одна - корни, а другая - крылья.

       Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома". Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.

     "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

      В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

     Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

    Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.    

       Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

     Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверен¬ность в своих силах.

      Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

    Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно вы-разить их в речи.

     Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:

1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);

2) формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);

3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).

      Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п.— основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и испра¬вить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.

     Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

     В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность ре¬чевого изложения.

     Родителей интересует, с какого возраста и как обучать связной монологической речи?

   Исследования, проведенные под руководством доктора педагогических наук, профессора О. С. Ушаковой сотрудниками лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, дают возможность сделать следующие выводы.

1. Обучать связной монологической речи следует как можно раньше. Дети второй младшей группы (четвертого года жизни) успешно овладевают навыками совместного рассказывания при систематическом и правильном обучении.

2. Обучение должно строиться на общении, и при этом быть не косвенным, а прямым и систематическим, учитывающим возрастные и индивидуальные возможности.

3. Обучение должно использовать такие методы, приемы и формы, которые нравятся детям и являются эффективными.

     Система обучению связной речи-рассказыванию основана на организации специфических ситуаций общения, которые требуют все более развернутых высказываний текстов. При этом следует учитывать, что ни один ребенок не захочет рассказывать, говорить, если не почувствует рядом заинтересованного собеседника.

      Монологическая речь, таким образом, так же, как и диалогическая, адресуется собеседнику, а значит, наиболее действенны индивидуальные и малогрупповые формы обучения.

     Первоначальные этапы обучения включают ребенка в совместное со взрослым рассказывание, а затем доля самостоятельного составления текста все более увеличивается. Для детей третьего и четвертого года жизни (в зависимости от индивидуальных сроков овладения речью) используют игры с имитацией: взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек, куколок. Ребенок обычно с охотой повторяет тексты взрослого и дополняет их.

      Эффективным средством обучения детей того же возраста и старше связной речи является общение по поводу совместного рассматривания и чтения книг. Желательно, чтобы иллюстрации были яркими, крупными, привлекательными для детей. Под влиянием образцов прочитанных взрослым текстов и на основе зрительной опоры-картинки, иллюстрации дети начинают овладевать монологом-пересказом. На начальном этапе пересказывание является сов¬местным действием, с течением времени ребенок все более самостоятельно передает содержание знакомой сказки, рассказа.

      Простейшим формам составления описательных рассказов по игрушке обучают детей четвертого года жизни.   

    Дети пятого года жизни овладевают с помощью взрослых повествовательным рассказом.

    Первые рассказы совмещают с показом: ребенок передвигает игрушки (театр игрушек) и комментирует ход и логику событий.

     Взрослый помогает овладеть компонентами связности: может подсказать, как начать, как связать действия, как лучше закончить.

    На пятом году жизни дети овладевают простейшими формами описательного и повествовательного рассказа.

   Детей шестого года жизни знакомят с правилами построения текста, с его структурными частями и способами их связи. Для этого используются разнообразные задания на составление недостающей концовки в рассказе или на придумывание начала, середины прочитанного текста. Эффективным приемом является обучение рассказыванию по серии сюжетных картин: сюжетные картины являются своего рода наглядной моделью структуры повествовательного текста и оказывают существенное влияние на умственное развитие старших дошкольников.

    В обучении описательным рассказам используются в качестве наглядно представленного плана своеобразные рисунки-символы. Каждый рисунок символически передает то, о чем следует сообщить, описывая предмет, давая его то, о чем следует сообщить, описывая предмет, давая его характеристику.

    Чтобы научиться составлять и анализировать свои собст¬венные тексты (рассказы, сказки), необходимо научиться составлять план прочитанного. Исследователь проблем становления детского мышления О. М. Дьяченко предложила интересный и эффективный прием — составление рису-ночного плана.

    Сначала ребенку помогают составить рисуночный план знакомой сказки (например, «Машенька и медведи»), а после совместного со взрослым составления рисуночного плана малыш рисует «сюжеты» сказок по выбору, самостоятельно. От знакомых сюжетов идут к созданию собственных, новых — так дети овладевают творческим рассказыванием.

     Составление рисунков-схем собственного рассказа развивает логичность, связность речи, приучает обдумывать и использовать специальные средства связи между частями.

    Взрослый стремится к тому, чтобы с возрастом увеличи¬вался объем высказывания, росло количество предложений в тексте, чтобы речь становилась более содержательной, информативной, точной, а мысли излагались последовательно и оформлялись грамматически правильно, чтобы интонационное оформление речи соответствовало содержанию.

     Очень важно научить детей пересказывать, так как последующее школьное обучение потребует постоянных пересказов того, что рассказывал учитель, или того, что было прочитано в учебнике.

      Пересказывание (изложение) долгое время не считалось творческой деятельностью ребенка, дидактика относила его к репродуктивным видам деятельности. В настоящее время пересказ обоснованно рассматривается как особая творческая деятельность, в которой отражается специфика эстетического восприятия ребенка, понимания им содержания, смысловых связей текста.

     В осуществлении пересказа принимают участие такие психические процессы, как логическое мышление, память, эмоции, владение речевым оформлением мысли, т. е. произвольность.

    Пересказ — это связное, последовательное изложение текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм.

     При обучении пересказу в качестве образцов исполь¬зуются тексты, созданные великими художниками слова, и ребенок знакомится с богатством родного языка и его возможностями, со средствами выразительности, приобщается к национальной культуре. На основе воспроизведенных текстов сочиняются затем собственные. Дети любят придумывать сказки и рассказы по аналогии, как вариации знакомого произведения.   

     Взрослые должны уделять больше времени содержательным прогулкам с детьми, чтению книг. Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа на прогулках, утром и вечером с целью закрепления умений и навыков, полученных на занятиях.

свернуть